Сугубо ручное управление спецтехникой еще недавно усложняло вход в профессию, поэтому в прошлом обучение на машиниста автогрейдера интересовало далеко не всех. Однако появление интеллектуальных систем контроля привело к тому, что даже человек без особых навыков (лишь после окончания курсов) имеет возможность устроиться на работы и быстро на ней адаптироваться.
Главные плюсы внедрения автоматики
Не только упрощение труда, но и ряд других преимуществ делают появление электронных устройств удобными в эксплуатации. Человеческий фактор — тот нюанс, который часто приводит к ошибкам и иногда катастрофам. Однако наличие невидимого начальника помогает повысить точность выполнения строительных задач, среди которых очень много заданий, которые ежедневно выполняет автогрейдерист.
Что делает машинист:
• смещает сыпучие вещества, снег, грунт и т. д;
• устраняет мусор с территории;
• используется в строительстве дорог;
• формирует дамбы и канавы;
• участвует в строительстве сооружений.
При ручном управлении машинист не может достичь точности, появляющейся при «страховке» со стороны автоматики. Загруженные документы и планировочные работы анализируются искусственным интеллектом, а оператору остается учитывать замечания и вовремя исправлять неверные действия. Сильно напрягать мозги, как было ранее, стало не нужным.
Дополнительные преимущества:
• Снижение трудоемкости оператора. В режиме автопилота облегчается коммуникация с другими работниками: машинисту автогрейдера часто приходится давать указания водителям самосвалов или получать наставления от геодезистов, следящих за работой автогрейдериста на земле. Управлять спецтехникой вручную в таком режиме проблематично — на выручку как раз и приходит автоматизация.
• Снижение числа задействованных работников. Этот плюс нравится работодателям, поскольку можно сократить расходы.
• Снижение временных затрат. Выполнение задача происходит быстрее благодаря использованию уже отработанных и эффективных алгоритмов.
Строительные и дорожные работы иногда проводятся и в ночное время, поэтому нагрузка на оператора автогрейдера не вырастает критически, если модель оборудована автоматикой. А еще эта опция помогает не брать материалы с запасом, поскольку расчет системой производится намного дольше. Итог — проблем с утилизацией неиспользованного песка или грунта не возникает.
Какие элементы входят в систему автоматизированного управления грейдером?
Автоматическая стабилизация отвала — важный элемент дополнительного контроля, который обеспечивается комплектом аппаратуры, например российского «Профиля». Лазерный луч помогает анализировать окружающую поверхность и передавать информацию на блок управления. В бескопирных системах используется еще и ультразвуковой тип датчиков, работающий совместно с лазерным нивелиром, применяемым для управления высотой отвала и его положения.
С помощью систем навигации GPS машинист автогрейдера также легко ориентируется в пространстве: на экран выводятся данные о местоположении техники. В режиме управления встроенным компьютером удается произвести верное позиционирование, необходимое для безошибочного начала и выполнения работ.
• Интересный факт. Системы автоматического контроля используются не только в автогрейдерах, но и бульдозерах, экскаваторах и многих других видах спецтехники, где есть движущийся рабочий орган машины. У асфальтоукладчика — плита, у экскаватора — ковш, а у бульдозера — отвал (как и у грейдера).