Когда есть намерение пройти обучение на трактор, то нужно представлять, как проходит рабочий процесс такого специалиста. В обязанности машиниста входит не только обязательство качественно собирать урожай или подготавливать почву, но также отчетность по бензину и другим горюче-смазочным веществам. И если масло необходимо менять редко, то расход топлива — ежедневная рутина, которую нужно учитывать.
В начале рабочего дня, перед сменой, тракторист получает путевой лист, в котором указывает время и количество заправленного бензина. В конце дня эти бумаги передаются в бухгалтерию и проверяются работниками отдела, главная цель — исключить случаи воровства. Если инструктор обучает учеников в центре, то он также отчитывается о количестве израсходованного топлива почти по аналогичной схеме.
В каждом случае расход топлива определяется индивидуально: одни модели спецтехники потребляют его больше, другие — меньше. Сведения берутся из техпаспорта, однако темпы потребления ГСМ рассчитываются и после дополнительной проверки. Тип модели сильно влияет на эти показатели: если МТЗ-80 за 1 час потребит 5, 5 л, то более мощный иностранный John Deere 8295R уже 56 л за тот же период.
Темпы расхода меняются, если есть несколько факторов.
• изношенность деталей;
• наличие неисправностей;
• степень загрузки трактора (полная, половинчатая, частичная).
В последнем случае применяется поправочный коэффициент, помогающий определить примерный расход топлива в час или на каждые 100 км. Получив документы от машинистов и водителей, бухгалтерия оформляет акты на списание ГСМ. Основанием служат как раз путевые листы, которые сдаются работниками в конце смены. Тем, кто собирается пройти обучение на тракториста, не стоит опасаться бюрократической процедуры, которая быстро становится рядовой и привычной. Если делать все по правилам и честно, то никаких проблем со сдачей отчетности не возникнет.