Как не хочется проходить обучение на маломерные судна — скажут некоторые, и иногда без курсов и регистрации в ГИМС можно обойтись. Условий для реализации такого желания много, но есть и виды моторных средств, когда без наличия особых знаний и документов никак не обойтись.
Без обучения, прав и регистрации: о допустимых случаях
Некоторые плавсредства движутся медленно, не представляя опасности для других объектов, поэтому дополнительные согласования избыточны.
Регистрация не нужна, если:
1. резиновое плавсредство, которое относится к типу шлюпка;
2. надувная лодка не имеет мотора;
3. малогабаритная лодка с перемещением методом гребли (веслами);
4. лодка весит менее 200 кг;
5. мотор обладает мощностью ниже 10,88 л. с;
6. плавсредство относится к спортивному парусному суду (длина мачты — не более 9 м).
В остальных случаях обучение на маломерные судна необходимо, равно как и регистрация. Если у судоводителя не будет документов, то к нему применяется штраф, указанный в КоАП (ст. 11.8) — сумма выплат составит от 5 до 10 тыс. рублей.
• Внимание. Ужесточение законодательства — сложившийся тренд, который может быть продолжен. Вероятно, что в ближайшее время количество исключений существенно уменьшится.
Плавсредства до 200 кг: все нюансы
Если не хочется регистрировать лодку, то нужно приобретать плавсредство общим весом менее 200 кг, но с учетом важных нюансов. Взвешивание должно проводиться вместе с экипировкой, в том числе включающую мотор (в законе указана специальная пометка — вес укомплектованного судна). Масса лодки, составляющая 175 кг, может привлечь внимание, но к этому весу еще прибавляется двигатель.
Некоторые модели моторов имеют массу более 30 кг, что приводит к превышению лимитов, указанных в ФЗ №36. Если не хочется проходить обучение на маломерное судна и регистрацию, то придется отказаться от мотора. Однако в таком формате — плавание с веслами — придется по душе не всем: драйва от небольшой скорости перемещения нельзя получить.
Без обучения на маломерные судна и регистрация: а что, если угон?
Хранение плавсредств сопряжено с риском их кражи, особенно когда судоводитель оставляет собственность на открытых водных участках. Наибольшую надежность дают компании, которые размещают лодки и катера в ангарах и яхт-клубах, однако не всегда есть дополнительные средства, чтобы нести такое бремя расходов.
Желание сэкономить иногда оборачивается кражей движимой собственности — и тогда приходится идти в полицию. Однако если моторное судно не зарегистрировано, то поиском его никто не будет заниматься. Представители правопорядка, следуя букве закона, потребуют предъявить судовой билет, подтверждающий права владения на объект, который планируется объявить в розыск.
• Нюанс. Если приобретена новая лодка, то можно предъявить документы, но когда плавсредство куплено с рук, то этих бумаг обычно нет. Их наличие также создает проблемы, когда не пройдена регистрация: в собственниках указан бывший продавец, а не покупатель, что также служит отказом от принятия заявления.
Отдых на незарегистрированном судне: как защититься от штрафа?
Даже отправляясь на рыбалку, отдыхающий на плавсредстве, которое не подлежит постановки на учет, должен иметь при себе пакет документов. Самые важные — ксерокопия документов на судно (и мотор) и паспорт. Эти документы помогут подтвердить, что судно не нужно регистрировать, если его остановили инспекторы — так отдыхающий избежит наложения штрафа или долгого разбирательства.